Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. Педагогическая импровизация как ведущий фактор качественной профессиональной ком-муникации учителя


2020 г. Педагогическая импровизация как ведущий фактор качественной профессиональной ком-муникации учителя

Печать

Во втором номере журнала «Сибирский учитель» за 2020 год в колонке главного редактора речь шла о коммуникативных вызовах в профессиональной деятельности учителя. Признавая тот факт, что профессиональная коммуникация учителя, педагога является ключевым навыком в обеспече-нии высокого качества его деятельности, правомерен вопрос: а что делает саму коммуникацию, общение с учащимися, их родителями, коллегами уникальной и присущей только данному педаго-гу? Таким средством служит педагогическая импровизация, когда в ходе общения с учащимися без предварительной подготовки, осмысления, обдумывания учитель находит новое решение той или иной задачи учебно-воспитательного процесса. Находит решение спонтанно. Импровизация может осуществляться по самым различным, неожиданным случаям. Однако все эти случаи можно объ-единить в две большие группы:

– импровизация учителя в ходе овладения учащимися новыми знаниями;

– импровизация во внеучебной деятельности во время самых различных организационно-педагогических мероприятий.

В первом случае, к примеру, могут возникнуть ситуации со сложностями в понимании некоторых теоретических вопросов учебного материала. Учитель, отойдя от формальных подходов к объяс-нению содержания изучаемого, может импровизировать его аналогию с понятными для учащихся бытовыми примерами. Особенно часто возникает необходимость в импровизации при выполнении учениками различного вида самостоятельных работ и индивидуальных творческих заданий.

Второе направление, связанное с внеучебной деятельностью, будет значительно проигрывать, если здесь не найдет места качественная педагогическая импровизация. Различные события в учебном коллективе, спорные ситуации, неожиданные вопросы учащихся по различным политиче-ским, культурным, экономическим и другим общественно-социальным явлениям требуют немед-ленной и грамотной реакции учителя. Организация спонтанного коллективного анализа и получе-ние выводов требуют от учителя высочайших профессиональных организационных и интеллекту-альных импровизационных способностей.

Выше было сказано, что конкретная педагогическая импровизация заранее не готовится, она реа-лизуется неожиданно, но сама импровизационная деятельность, ее содержание, способы форми-руются всей педагогической практикой учителя, педагога.

Важнейшим условием для высокопрофессиональной, актуальной и своевременной импровизации являются глубокие знания и навыки учителя в научно-предметной области и в области смежных предметов, основательные знания и позитивная практика в области педагогики и педагогической психологии. Кроме этого, педагогическая импровизация будет наиболее эффективной, если учи-тель высоко развит в общекультурном плане, в его педагогической деятельности доминирует творчество, наделен профессиональной интуицией, хорошо ориентируется в политических и эко-номических вопросах и т. д.

По существу, качественная педагогическая импровизация обеспечивает восхождение к мастер-ству, способствует преодолению формализма в учебно-воспитательной коммуникации и наделяет учителя индивидуальным своеобразием.

Сибирский учитель, № 6 декабрь 2020

Обновлено 20.01.2021 15:47 Просмотров: 668
 

pisa21

 

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия? Госуслуги

Проектирование ДОП в условиях реализации проекта "Успех каждого ребенка"

Вебинары и онлайн-трансляции

  • Кабинет вебинаров и видеоконференций
  • Главный корпус Учебный корпус
    Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


    Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. Педагогическая импровизация как ведущий фактор качественной профессиональной ком-муникации учителя