Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. Коммуникативные вызовы в профессиональной деятельности учителя


2020 г. Коммуникативные вызовы в профессиональной деятельности учителя

Печать

Уже на протяжении многих десятилетий в СССР, а потом и в России, всё сообщество, имеющее отношение к образованию, озабочено обеспечением такой организацией учебно-воспитательного процесса, при которой у детей будут сформированы интерес к познанию окружающей действительности, самостоятельность и исследовательский подход в учебно-познавательной деятельности, всестороннее проявление творчества в решении различных познавательных задач и т. д. При этом обязательно должны быть воспитаны коллективизм, взаимоуважение детей, чувство благодарности к старшему поколению.

Над этими задачами задумывались и серьезно работали не только в нашей стране, но и за рубежом, но всё-таки именно в СССР и России было очень много сделано для нахождения путей их решения. Так появились идеи с разработками конкретных технологий развивающего обучения, коллективного способа обучения, коллективной мыследеятельности, гуманной педагогики, принципов цикличности в естественнонаучном обучении, культурологического подхода в обучении, практической направленности обучения, оптимизации обучения, гносеологического подхода в обучении и т. д.

Но тогда возникают вопросы: если в течение многих лет разработано такое большое количество новых прогрессивных подходов в образовании, то почему образование в своей основной массе так медленно в дидактическом плане модернизируется?

Почему до сих пор преобладают пассивно-авторитарные формы работы с детьми (учитель авторитарен, учащиеся пассивно воспринимают монолог учителя)? Почему при всех прочих равных условиях отдельные учителя добиваются высоких успехов в учебно-воспитательной работе, удачно внедряя в свою деятельность инновации и трансформируя их под свои личностные особенности и особенности воспитанников?

Исследования и практика показывают, что основным фактором в профессиональной деятельности учителя являются его коммуникативные навыки: то, как он выстраивает отношения с детьми, их родителями, коллегами по работе. Именно здесь и заложены основы гуманной педагогики, а доминирующим фактором в учительских коммуникативных навыках являются его отношения с учащимися.

Можно считать, что педагогическое общение учителя с учащимися основывается на решении таких обобщенных задач: организация способов передачи информации от учителя к учащимся и от учащихся к учителю; организация действий учащихся, побуждение их к самостоятельной творческой деятельности; выбор выражения отношения учителя к действию ученика; обеспечение выражения отношения учащихся к действиям учителя.

При этом, как показывают исследования и практика, важно соблюдать такие положения: недопустимость подавления речевой и другой коммуникативной (с подачей своего мнения) активности учеников (наоборот, эту активность учеников следует актуализировать); преобладание похвалы и поощрения над критическими оценками (особенно в форме высказываний учителя); оценочные суждения учителя должны использоваться в определенных, разумных пределах, не заполнять весь учебно-воспитательный процесс; в отношениях, диалоге учителя и учащихся необходимо добиваться взаимоуважения, педагогически обоснованного сотрудничества, но не доходящего до «панибратства», вседозволенности.

Полноценное выстраивание указанных выше коммуникаций с учащимися содействует формированию у детей положительной мотивации к обучению, заинтересованности к тому учебному предмету, который преподает учитель, владеющий такими коммуникациями. Безусловно, это имеет и громадное значение в воспитании школьников. Вспомним художественные фильмы: «Сельская учительница», «Доживем до понедельника»...

К сожалению, в подавляющем большинстве учителя пытаются следовать авторитарному стилю общения с детьми, что в современных условиях нередко приводит к печальным результатам.

Журнал «Сибирский учитель», № 2 апрель 2020 г.

Обновлено 25.11.2020 13:32 Просмотров: 1030
 

pisa21

 

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия? Госуслуги

Проектирование ДОП в условиях реализации проекта "Успех каждого ребенка"

Вебинары и онлайн-трансляции

  • Кабинет вебинаров и видеоконференций
  • Главный корпус Учебный корпус
    Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


    Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. Коммуникативные вызовы в профессиональной деятельности учителя